Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития. Главный принцип, положенный в основу – «создание свободного и защищенного пространства», в котором человек может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожные, в зримые и осязаемые образы.
В отличие от рисунка, не требует каких-то особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Создавая сам или с помощью свой мир на песке ребенок не боится что-то менять, ломать старое, строить новое.
Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но и ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, учит находить в себе ресурсы справиться с тревожащими переживаниями.
Когда рекомендована песочная терапия?
Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития речи (или ее отсутствия), бедности представлений, задержки психического развития и т.д. Тогда на помощь приходит песочная терапия. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода корреционного воздействия (например, при поведенческих нарушениях невротического характера). В Других случаях – в качестве вспомогательного средства (когда необходимо развить сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.). Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы с ним.
Метод позволяет:
- проработать психотравмирующую ситуацию;
- изменить отношение к ситуации, к своему прошлому, настоящему и будущему;
- сформировать коммуникативные навыки, усовершенствовать речь;
- выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
- развить и улучшить память, внимание, наглядно-образное мышление, мелкую моторику;
- снизить уровень тревоги;
- развить более позитивную Я-концепцию;
- и многое другое.
Как проходит песочная терапия?
В песочной терапии используется деревянный поднос (песочница) стандартного размера, выкрашенный изнутри в голубой цвет, песок, водаи коллекция всевозможных мелких игрушек. Для sandplay («игра в песок») игрушки должны быть разнообразными по характеру, по материалу, по размеру. Игрушки должны располагаться на полках перед глазами ребенка и разложены по категориям: животные, вымершие животные, птицы, рептилии, дети, мебель, дома, растения и т.д. Еще необходимы различные строительные естественные и искусственные материалы: камни, ракушки, деревяшки, конструктор.
Бережно направляемый вопросами специалиста, ребенок в игровом формате «рассказывает» о проблеме и справляется с ней. Для ребенка все выглядит как игра, но благодаря профессиональному аккуратному воздействию, он получает терапевтический эффект.