0

Как найти подход к ребенку с аутизмом? Рекомендации от женщины-профессора с синдромом Аспергера

Опубликовано 21.12.2010 , тематика: , ,

Понимая особенности мироощущения ребенка с РДА, можно помочь ему адаптироваться в этом мире, применить свои способности и сгладить особенности, осложняющие общение. В этом убеждает, в частности, опыт конкретных людей, их судьбы.

Недавно мы рассказывали о судьбе Сони Шаталовой в статье Может ли общество помочь ребенку с аутизмом раскрыть таланты?.

А сегодня поделимся историей Темпл Грандин – всемирно известной женщины-профессора Университета Колорадо,  которая выросла из девочки с синдромом Аспергера. Мы также предлагаем Вашему вниманию ее публичную лекцию, художественный фильм-биографию и практические рекомендации от Темпл, как найти подход к аутисту и организовать обучение с пользой.

Темпл Грандин

Профессор Темпл Грандин

Темпл Грандин – автор двух автобиографий «Внимание: Аутизм» (1986) и «Мышление образами» (1995), одна из ведущих учёных в области сельскохозяйственной промышленности. Время от времени она выступает с публичными лекциями и рассказывает о том, как мыслит такой как она аутист с синдромом Аспергера, аргументирует значимость для общества существования таких особых стилей мышления и делится рекомендациями, как правильно обучать ребенка с РДА.

Публичная лекция Темпл Грандин от февраля 2010 г. размещена в нашем сообществе Мой особенный ребенок ВКонтакте.

Биография

В те времена, когда маленькой девочке Темпл поставили диагноз «аутизм», еще не существовало специальных детских развивающих центров и психиатры рекомендовали отправлять деток с РДА в интернаты. Мать Темпл не согласилась на такую участь для своей дочери и занималась с ней дома по карточкам, нанимала педагогов. С детства с девочкой также занималась тетя, которая брала ее летом на ферму и учила заботиться о скоте. Там Темпл получала одобрение и принятие, радовалась жизни на природе и проявляла удивительные способности чувствовать животных, применяла на практике свое уникальное конструкторское мышление.

Когда девочка стараниями матери пошла в школу, ей посчастливилось встретить профессора, который разглядел ее удивитульно талантливый, самбытный интеллект, оценил ее оригинальный способ мышления, способность много и ярко запоминать, конструировать и чувствовать животных. Он всячески поддерживал ее в школе, вместе с близкими девочки поддержал в поступлении в университет, а позже помог устроиться аспирантом при животноводческой ферме. Как отмечает научный журнал Discover, Грандин, 58-летний профессор Университета Колорадо по зоологии, наверное, сделала больше для улучшения условий содержания животных, чем любой из людей. Более половины всего скота в США, и растущая доля скота в Великобритании, теперь содержится в стойлах, которые спроектировала Грандин.

За годы учебы Темпл сконструировала расслабляющую машину для себя, чтобы справляться с приступами паники (и даже провела исследование, доказавшее ее благоприятное действие на многих), разработала устройство цехов для купания и забоя скота, продуманные для наиболее гуманного обращения с животными (Темпл убеждена, что раз мы выращиваем скот для еды, мы должны хотя бы проявить уважение и заботу, чтобы скот не страдал в течение своей недолгой жизни).

Жизнь сложилась так, что Темпл была замечена, ее разработки в области животноводчества оценены и применены в сельскохозяйственной промышленности. Мир поверил в нее! И это очень важно. Разработки Темпл Грандин основываются на чутье, нестандартном мышлении и желании помогать.  »Я люблю делать что-то, от чего мир меняется, и что помогает другим. Когда мне говорят «спасибо, это работает!», я чувствую себя счастливой.» – говорит Темл Грандин на одном из публичных выступлений.

О непростой и в то же время удивительной судьбе талантливой Темпл Грандин создан биографический фильм.  Так как фильм снят при активном участии Темпл, то, вероятно, он наиболее тонко и точно передает мироощущение человека с аутизмом. Мы опубликовали фильм о Темпл Грандин на английском языке с титрами.

Рекомендации, как найти подход к ребенку с аутизмом, как помочь ему учиться

Уникальная статья, написанная профессором Темпл Грандин для зарубежного издания, особенно ценна тем, что написана аутистом, т.е. это информация из первых рук. В своеобразном стиле автор делится практичными советами по организации обучения ребенка с аутизмом для улучшения результатов!

Статью перевела с английского языка Татьяна Тронина.

Я смогла добиться успеха, преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя. В возрасте 2.5 лет меня поместили в специальную католическую школу с опытными педагогами. С ранних лет меня учили хорошим манерам и поведению за столом. Дети-аутисты нуждаются в строго расписанном распорядке дня, им нужен учитель, который знает, как быть твердым и мягким одновременно.

В возрасте 2-5 лет мой день был строго спланирован, и мне не позволялось нарушать расписание. 5 дней в неделю со мной занимался терапист, занятия один на один по развитию речи(45 минут каждое занятие), моя мама наняла няню, которая по 3-4 часа ежедневно играла со мной и моей сестрой. Она научила нас разговаривать по очереди во время игр. Когда мы лепили снеговика, она просила меня лепить нижний шар; моя сестра лепила все остальное. Обедали и ужинали мы всегда вместе; и мне не позволяли пропускать трапезы. Единственное время, когда я могла бы вернуться к своему поведению аутиста – часовой отдых после ланча.

Такое сочетание католической школы, разговорной терапии, игр и уроков хороших манер во время обедов, позволяли мне 40 часов в неделю держать мой мозг в рабочем состоянии.

1. Многие аутисты мыслят образами. Я думаю образами. Я не облекаю мысль в слова. Мои мысли – это кадры фильма, который прокручивается в моем воображении. Образы – мой первый язык, слова – мой второй язык.
Существительные мне было выучить легче всего, потому что в моем мозгу существовали образы слов. Для того, чтобы объяснить понятия «вверх» и «вниз», учитель должен показать их ребенку. Например, возьмите игрушечный самолет и произнесите слово «вверх», имитируя, что самолет взлетает со стола. Некоторым детям легче понять значение слова, если к самолету прикрепить карточку со словом «вверх» или «вниз». Карточка со словом «вверх» была прикреплена к самолету, когда он взлетал. Карточка со словом «вниз» – когда он приземлялся.

2. Избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Люди с аутизмом плохо запоминают последовательность. Если ребенок умеет читать, пишите инструкцию на листе. Я например не могу запоминать последовательность действий. Если я спрашиваю дорогу на заправке, я могу запомнить только три шага. Последовательность, в которой больше трех шагов, должна быть записана. Мне также трудно запоминать телефонные номера, поскольку в моем воображении не возникает картинки.

3. Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и программированием на компьютере. Необходимо поддерживать и развивать такого рода способности. Я думаю, очень важно поддерживать и развивать таланты ребенка.

4. Многие дети-аутисты любят концентрировать внимание на одном объекте, как например, поезда или географические карты. Самый лучший способ использовать умение концентрироваться – это направить его на школьные задания. Если ребенок любит поезда – используйте поезда, чтобы обучить его чтению и счету. Читайте книги о поездах, придумывайте математические задачки с поездами. Например, посчитайте, сколько времени идет поезд от Нью-Йорка до Вашингтона.

5. Используйте конкретные визуальные методы, чтобы познакомит ребенка с понятием числа. Мои родители купили мне математическую игрушку, чтобы помочь выучить цифры. Она состояла из набора блоков разной длины и разных цветов для чисел от одного до десяти. С помощью этой игрушки я научилась складывать и вычитать. Для понимания дробей мой учитель использовал деревянное яблоко, разрезанное на четыре части, и деревянную грушу, которая была поделена пополам. С помощью этого я поняла идею четвертей и половины.

6. Я писала хуже всех в классе. Многие дети-аутисты испытывают проблемы с моторикой рук. Поэтому красивый и аккуратный почерк для них зачастую большая проблема. Это может ввести ребенка в депрессию. Для того, чтобы этого не произошло, разрешите ребенку печатать на компьютере, и он будет испытывать удовольствие от письма. Очень часто печатать для таких детей гораздо проще, чем писать от руки.

7. Некоторым детям-аутистам легче научиться читать фонетическим методом, для других проще запоминать слова целиком. Я училась читать по звукам. Моя мама сначала познакомила меня со звуками, а потом проговаривала мне слова. Дети с эхолалией чаще лучше учатся, если вы используете карточки и книги с картинками, потому что в этом случае все слова немедленно ассоциируются с образами. Очень важно, чтобы на карточке рядом были картинка и слово. Когда вы учите ребенка понятию существительное, ему необходимо слышать, как вы произносите слово, видеть одновременно изображение предмета и написанное слово. Например, для того, чтобы объяснить глаголы, учитель должен держать в руках карточку со словом «прыгать» и одновременно подпрыгнуть и произнести слово вслух.

8. Когда я была маленькой, то резкие звуки, например, школьный звонок, раздражали меня так же, как звук бормашины раздражает обычного человека. Дети-аутисты нуждаются в том, чтобы мы оберегали их от резких звуков. Звуки, которые создают больше всего проблем – школьный звонок, школьное радио, спортивный свисток на занятиях физкультурой и звук сдвигания стульев. Зачастую ребенок может привыкнуть к звукам, если их немного приглушить. Ножки стульев можно обить чем-нибудь мягким или постелить на пол ковер, звонок заклеить изолентой. Ребенок может бояться некоторых помещений, поскольку там внезапно могут раздаться пугающие звуки школьного радио. Боязнь неожиданно громких звуков может быть причиной плохого поведения. Если ребенок закрывает руками уши – это верный признак того, что звук травмирует его.

9. Некоторые аутисты боятся больших надписей и ламп дневного света. Они могут видеть мерцание на частоте 60-герц. Для того, чтобы избежать этого, ставьте письменный стол ребенка близко к окну, и старайтесь не пользоваться лампами дневного света. Если же не удается этого сделать, пользуйтесь только новыми лампами, которые реже мерцают. Для ослабления влияния ламп дневного света, ставьте рядом со столом ребенка обычную лампу.

10. Некоторые гиперактивные дети-аутисты, которые находятся в постоянном движении, станут спокойнее, если надеть им утяжеленный жилет. Некоторое давление одежды может успокоить нервную систему. Меня это всегда успокаивало. Для лучшего результата, жилет надо надеть на двадцать минут, а потом снять на некоторое время. Это предотвращает привыкание нервной системы.

11. Некоторые дети-аутисты будут лучше отвечать и улучшат контакт глаз, если учитель будет общаться с ними, когда они качаются на качелях или кувыркаются на мате. Раскачивание или давление мата могут помочь улучшению речи. Качели – это всегда любимая игра. Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка качаться.

12. Некоторые дети лучше поют, чем говорят. Они и отвечают на вопрос лучше, если этот вопрос им пропеть. Некоторые дети с особенной чувствительностью к звукам лучше воспринимают, если учитель говорит с ними шепотом.

13. Некоторые не говорящие взрослые и дети не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы. Они как бы одноканальны. Они не могут слушать и видеть в одно и то же время. Их не надо заставлять слушать и смотреть одновременно. Им надо давать задание либо слушать, либо смотреть. Их незрелая нервная система не способна реагировать на слуховые и зрительные раздражители одновременно.

14. Зачастую дети и взрослые, которые не научились разговаривать, самым надежным способом познания считают прикосновение. Для них проще – почувствовать объект. Чтобы выучить буквы, надо сделать их из пластика и дать им потрогать. Для того, чтобы они поняли расписание дня, необходимо перед сменой занятий дать им потрогать объекты. Например, перед обедом можно дать подержать в руках ложку. Перед тем, как садится в машину, дать в руки игрушечную машинку.

15. Некоторые дети и взрослые-аутисты быстрее учатся, если клавиатура компьютера расположена близко к экрану. Это дает им возможность видеть одновременно клавиатуру и экран. Некоторые их них затрудняются вспомнить, смотрели ли они на экран после того, как ударили по клавише.

16. Для не говорящих детей и взрослых гораздо проще соотнести слово с картинкой, если они видят на карточке одновременно напечатанное слово и картинку. Некоторые из них не понимают абстрактных рисунков, поэтому мы рекомендуем сначала работать с изображением реальных объектов или с фотографиями.

17. Некоторые аутисты не понимают, что речь используется для общения. Обучение языку может упроститься, если с помощью языковых упражнений стимулировать общение. Если ребенок просит чашку – дайте ему чашку. Если ребенок просит тарелку, хотя на самом деле ему нужна чашка, дайте ему тарелку. Он должен понять, что когда он произносит какое-то слово, за этим следует конкретное действие. Поэтому аутисту гораздо проще понять, что если он использует неправильное слово, то в результате получает неправильный предмет.

18. У многих детей-аутистов есть трудности с использование компьютерной мышки. Попробуйте использовать мышку с раздельными кнопками. Для детей с проблемами моторики очень трудно держать мышь и одновременно нажимать на кнопку.

19. Дети, с трудом воспринимающие речь, плохо различают такие сложные согласные звуки, как ‘D’ в dog и ‘L’ в log. Мой учитель помогал мне научиться услышать эти звуки, разрешая мне вытянуться и громко их продекламировать.

20. Многие родители говорили мне, что с помощью субтитров на телеэкране они смогли научить своих детей читать. Ребенок был способен прочитать слова и соотнести написанное с произнесенным словом. Записать любимую передачу с субтитрами тоже иногда бывает полезно, потому что ее можно смотреть много раз и остановить в любой момент.

21. Некоторые аутисты не в состоянии понять, что с помощью мышки на экране двигается стрелка. Они могут быстрее понять это, если вы нарисуете на карточке точно такую же стрелку, как на экране, и приклеите ее к мышке.

22. Дети и взрослые с проблемами визуального восприятия часто не могут пользоваться мониторами телевизионного типа, потому что видят постоянное мелькание. Им надо пользоваться лаптопами или плоскими экранами, на которых мелькание меньше.

23. Дети и взрослые, которые боятся эскалатора, зачастую имеют проблемы визуального восприятия. Они боятся эскалатора, потому что не могут определить, в каком месте на него вступать, а в каком выходить. Такой тип людей не способен также переносить свечение ламп дневного света. Им может помочь специальное цветное стекло.

24. Людям с проблемами визуального восприятия проще читать, если черные буквы напечатаны на цветном листе, так как это помогает избежать резкого контраста. Используйте светло-коричневую, светло-голубую, светло-зеленую или серую бумагу. Экспериментируйте с разным цветами. Избегайте желтого цвета, он может оказаться слишком резким для глаз. Специальное цветное стекло может также облегчить чтение.

Материал подготовила Толбацкая Наталия

Добавить комментарий