3

Реабилитация особого ребенка. Советы юриста и психолога

Опубликовано 25.11.2010 , тематика: ,

В феврале 2010 года Департамент семейной и молодежной политики города Москвы выпустил брошюру, подготовленную сотрудниками правовой группы Центра лечебной педагогики «Реабилитация особого ребенка: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее» (скачать в формате .doc ~ 770KB).

Брошюра содержит полезные рекомендации родителям о том, как организовать реабилитацию особого ребенка, как оформить инвалидность для особого ребенка и пройти медико-социальную экспертизу, надо ли ложиться в больницу для постановки диагноза и многое другое. Советы юристов позволят родителям особого ребенка скомпенсировать несовершенство и противоречия, существующие в современном законодательстве и добиться качественной помощи.

В приложении к брошюре представлены образцы полезных заявлений, приведен анализ «плюсов» и «минусов» оформления ребенку инвалидности, условия признания граждан инвалидами.

Предлагаем вашему вниманию главу из брошюры, посвященную индивидуальной реабилитационной программе для ребенка. Вы также можете скачать полный текст брошюры.

Реабилитация особого ребенка

Реабилитация особого ребенка

Смысл и роль Индивидуальной программы реабилитации (ИПР).

Замечательный механизм реализации права особого ребенка на реабилитационную помощь уже заложен в российском законодательстве. Это индивидуальная программа реабилитации (ИПР) — «реабилитационный паспорт», куда записываются, в соответствии с собранными рекомендациями, все реабилитационные мероприятия, необходимые инвалиду (в нашем случае — ребенку-инвалиду) для интеграции в обществе. В частности, что особенно важно для ребенка-инвалида, этот документ вполне соответствует современным представлениям о реабилитационной поддержке образования. В действующей форме ИПР есть место для внесения всех необходимых ребенку-инвалиду видов реабилитации: медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической.

Механизм ИПР, как он задуман законодателем, позволяет консолидировать усилия разных ведомств с целью организации реабилитационной поддержки всех сторон жизни конкретного ребенка-инвалида: жизни в семье, здоровья, воспитания и образования, профессионализации и в конечном счете — интеграции в обществе. Сосредоточивая различные финансовые потоки на помощи конкретному ребенку, ИПР представляет собой модель эффективной адресной помощи. От того, насколько правильно составлена ИПР, зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации. И пока еще не везде сотрудники МСЭ привыкли к новой парадигме реабилитации — попытаемся понять, как родители могут им помочь вместе реализовать на благо ребенку потенции, заложенные в механизме ИПР.

Проверка формальных параметров при составлении ИПР

Индивидуальная программа реабилитации (Приложение 3) разрабатывается специалистами бюро МСЭ для гражданина (в том числе ребенка), признанного инвалидом, и утверждается руководителем соответствующего бюро. ИПР ребенка-инвалида может быть разработана на 1 год, 2 года и до достижения возраста 18 лет. Если с ребенком занимаются специалисты (а к этому надо стремиться), то независимо от срока установленной инвалидности целесообразно разрабатывать ИПР не более чем на 1–2 года. Оптимально (особенно, если ребенок еще не достиг подросткового возраста) обновлять ИПР ежегодно: ребенок растет и развивается быстро, вместе с развитием меняется и тактика реабилитации, поэтому ИПР год от года может существенно обновляться, а вместе с ней — услуги и технические средства реабилитации, которые государство обязалось бесплатно обеспечить ребенку-инвалиду. Единственная оговорка: в этом случае родители должны быть готовы ежегодно заново проходить всех специалистов, чьи рекомендации фиксируются в ИПР. Но составленная в результате качественная и актуальная ИПР и эффективная реабилитация ребенка на ее основе — того стоят.

Знакомясь в бюро МСЭ с содержанием сформированной ИПР, родители должны обратить внимание на следующее:

– во всех таблицах в графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, должны быть указаны даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись «до достижения возраста 18 лет» (особенности определения сроков реабилитационных мероприятий обсуждаются в Приложение 8);

– графы, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий (исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный орган социальной защиты населения; государственные учреждения службы занятости населения субъектов Российской Федерации; работодатель; территориальные органы управления здравоохранением, образованием; медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид), должны быть заполнены. При этом исполнителем по каждому реабилитационному мероприятию должна быть указана конкретная организация, а не «органы здравоохранения» или «органы образования» или «органы социальной защиты населения». Если что-то не заполнено, то обратите на это внимание сотрудников бюро МСЭ.

Формой ИПР предусмотрена подпись ребенка-инвалида или его законного представителя о выражении согласия с содержанием ИПР. Мы рекомендуем ставить подпись в любом случае (и согласия, и несогласия). Дело в том, что Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 4 августа 2008 года № 379н, предусмотрено, что в случае отказа инвалида (его законного представителя) подписать сформированную индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) она приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина, а по заявлению инвалида (его законного представителя) ему выдается копия такой ИПР. Но по копии ИПР невозможно исполнение тех реабилитационных мероприятий, с которыми инвалид согласен. В связи с этим считаем целесообразным подписывать ИПР, а затем при несогласии с ее содержанием пользоваться правом на обжалование.

ИПР составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр выдается ребенку-инвалиду (его законному представителю) на руки, о чем делается запись в журнале выдачи индивидуальных программ реабилитации, другой — приобщается к акту освидетельствования в бюро МСЭ.

Содержание ИПР: чего следует добиваться

В настоящее время по всей России действует единый формат карты ИПР, созданный на высоком профессиональном уровне. Возникает естественный вопрос: почему в таких благоприятных «стартовых» условиях правильное заполнение ИПР не происходит «автоматически»? Проблема состоит в том, что составление программы комплексной реабилитации особого ребенка требует большой работы целой команды бюро МСЭ, квалифицированных кадров в сфере реабилитации, среди которых должны быть как врачи, так и специалисты по реабилитации, социальной работе, психологи[10]. Все они в течение небольшого промежутка времени должны прийти к консенсусу о методах реабилитации, необходимых конкретному ребенку. Поэтому сотрудники бюро МСЭ, как правило, видящие ребенка первый или второй раз в жизни (при установлении инвалидности или очередном переосвидетельствовании), обычно руководствуются заключениями и рекомендациями специалистов о том, какие реабилитационные меры нужны ребенку и кого следует назначить их исполнителем. Это естественное и правильное решение в такой ситуации, поэтому мы с вами и запасались к моменту встречи в бюро МСЭ рекомендациями от различных специалистов (для облегчения работы Комиссии целесообразно составить их в формате мероприятий, перечисленных в карте ИПР, как мы уже упоминали в разделе «Шаг 1: оформление инвалидности»). Если ребенок проходит реабилитацию в негосударственной организации или у частных специалистов, то именно их и естественно записать исполнителями конкретных предложенных ими мероприятий.

Основные нормы права, регулирующие вопросы составления и реализации ИПР, содержатся в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно указанной статье закона «индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности». ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Таким образом, ИПР должна содержать все необходимые инвалиду реабилитационные услуги и технические средства реабилитации — как включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р (Приложение 9), так и не включенные в него. Необходимо четко понимать, что Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, — это перечень тех услуг и технических средств реабилитации, предоставление которых гарантируется государством за счет средств федерального бюджета (статья 10 Закона).

Встречающийся иногда отказ бюро МСЭ включать в ИПР рекомендуемые специалистами реабилитационные услуги и технические средства реабилитации на основании отсутствия их в Федеральном перечне незаконен и его можно обжаловать.

Вписать в ИПР можно все, что необходимо ребенку. Свою просьбу к бюро МСЭ желательно подкреплять рекомендациями специалистов. Для того, чтобы вписать все необходимое в ИПР, следует:

  1. иметь документальное (заключения специалистов) подтверждение того, что данные услуги или средства нужны ребенку;
  2. в письменной форме просить бюро МСЭ включить данные услуги в ИПР;
  3. обладать настойчивостью и внутренней готовностью обжаловать возможные незаконные решения и демонстрировать эту готовность.

Если реабилитационное мероприятие или техническое средство реабилитации не включено в Федеральный перечень, то региональные отделения Фонда социального страхования РФ откажут в предоставлении рассматриваемого технического средства реабилитации или компенсации его стоимости по указанному выше основанию. Cледуя букве Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует предоставление за счет бюджета только тех услуг и средств реабилитации, которые предусмотрены в Федеральном перечне. Однако в ИПР, тем не менее, должны включаться все необходимые инвалиду реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, независимо от наличия таковых в указанном Федеральном перечне (Приложение 10).

Поэтому задача родителей сводится к тому, чтобы проследить соответствие в карте ИПР состава мероприятий и их исполнителей — тем рекомендациям, которые даны ребенку специалистами.

1. В ИПР должны быть включены необходимые ребенку реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации

Может сложиться ситуация, когда сотрудники бюро МСЭ по той или иной причине отказываются включать в ИПР рекомендованные специалистами реабилитационные мероприятия или технические средства реабилитации, и никакие доводы не действуют. Каков выход из подобной ситуации? Очевидно, что родителям придется обращаться в вышестоящую инстанцию — обжаловать решение бюро МСЭ в установленном законодательством порядке[11] (Приложение 11). Жалоба должна быть рассмотрена в течение месяца с даты подачи (при подаче жалобы почтовым отправлением срок для ответа на нее начинает течь с даты поступления жалобы в бюро МСЭ).

2. В ИПР должны быть указаны исполнители реабилитационных мероприятий, соответствующие интересам ребенка

Если в ИПР не указан исполнитель реабилитационного мероприятия или указанный исполнитель, по нашему мнению, не соответствует интересам ребенка (выполнит реабилитационное мероприятие менее качественно) и нам не удалось убедить в этом сотрудников бюро МСЭ, — то обжалуем содержание ИПР в установленном законодательством порядке11 в вышестоящее бюро МСЭ (Приложение 12).  <…>

Подробнее читайте в брошюре.

(с) Роман Дименштейн, Елена Заблоцкис, Павел Кантор, Ирина Ларикова. Реабилитация особого ребенка: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее — М.: ООО «Информационно-аналитический центр “СП—Консалтинг”, 2009. — 106 с.

Комментарии (3)

Добавить комментарий