1

Ребенок нарисовал себя одиноким. Нужно ли беспокоиться?

Опубликовано 23.12.2010 , тематика: , , ,

Помогите пожалуйста советом.

Моему сыну 7 лет, и он пошел в первый класс. С недавних пор с ним занимается репетитор. В первое занятие репетитор попросила нарисовать ребенка рисунок «один день из школы», сын нарисовал пол, стены, дверь и себя одного, простым карандашом.

Когда я спросила сына о рисунке, он сказал что педагог просила нарисовать его первый день, и так как он еще никого не знал, он нарисовал себя одного, а про цвет он сказал, что был в руке этот карандаш он и нарисовал все им.

Репетитор посоветовала нам обратится к психологу, т.к. у ребенка, по ее мнению, проблемы с одноклассниками, он замкнут и одинок. Когда я спросила был ли выбор карандашей у ребенка, она сказала, что все карандаши лежали перед ним, но он нарисовал все одним.

Что это может значить?

Ольга

Здравствуйте, Ольга.

Скорее всего, серьезных причин для беспокойства нет. Во-первых, рисунок, который Вы описали не выглядит аномальным. Во-вторых, одного рисунка не достаточно для того, чтобы выносить обобщенные выводы о ребенке.

Рисуночные тесты никогда не нужно применять в качестве основной диагностической методики. Анализ рисунка может дать только дополнительную окраску данным, выявленным с помощью более точных методик (имеющих четкие стандарты оценки). Кроме того, как правило, лучше попробовать рисуночные тесты различной тематики в разные дни и анализировать повторяющиеся тенденции.

Что касается цветовой гаммы, то она не всегда является показателем чего бы то ни было. Цвет для ребенка иногда ассоциируется с реальными практическими воспоминаниями о предмете. А нежелание разукрасить или недостаток деталей могут быть связаны с отсутствием интереса к заданию или самочувствием в данный момент: может быть, ребенок устал, хотел в туалет или просто он интроверт и стеснялся новую тетю. Все это аргументы в пользу того, чтобы не делать обобщенные выводы по одному рисунку.

Хочется отметить способность ребенка адекватно сформулировать свои переживания: «Я никого еще не знал, поэтому нарисовал себя одного». В таких чувствах самих по себе нет ничего аномального. В районе 7 лет дети переживают переломный момент взросления: поступая в школу, ребенок вместе с новыми возможностями приобретает и совершенно новый статус, новые обязанности, новое окружение. Перемены во внутреннем самоощущении, во внешней обстановке, в распорядке дня – и все это надо как-то вместить, надо как-то встроиться в эту свою новую жизнь. Совершенно нормально, если ребенок переживает вхождение в новый коллектив как стресс (особенно, если Ваш мальчик достаточно застенчив) и пока еще не установил устойчивых контактов. Прошло всего 4 месяца! Первоклассники считаются переживающими адаптацию в течение всего года.

Здесь, конечно, важно Ваше видение ситуации в целом: почему ребенок стал посещать репетитора; на основании чего вынесено утверждение о его проблемах с одноклассниками (только на основе рисунка или же в результате работы с классом?); наблюдали ли Вы похожие трудности у ребенка в детском саду; что сейчас ребенок говорит об одноклассниках (а ни о первом дне в школе). Возможно, мальчику просто нужно время для адаптации, и он нуждается в Вашей поддержке и упреждающем поощрении «Ты у нас умница, у тебя все получится!»

Всего доброго Вам и Вашему сыну!

С уважением,
психолог Наталия Толбацкая

Один комментарий

Добавить комментарий